Кое-что о йогическом фаст-фуде

1010356794На днях закончила читать книгу Михаила Баранова «Йогическое питание в средней полосе России«. Признаться честно, впечатления от книги двойственные, и я ждала от неё гораздо больше. По сути, книга разделяется на две части: большую — теоретическую, и меньшую с рецептами и способами приготовления продуктов. В плане теории ничего особо нового автор не сказал: книга не сильно отличается от какой-нибудь «Аюрведы для начинающих» Васанта Лада, которую я читала в моей дремучей юности. Собственно, на книги Лада Баранов ссылается довольно часто. Я понимаю, что в рамках древней науки аюрведы сложно сказать что-то новое (и именно в этом её ценность), но наверняка «за годы практики» были накоплены какие-то знания, которыми стоило поделиться с читателем.

Тем не менее, в книге есть несколько полюбившихся мне высказываний, одно из которых я бы хотела процитировать здесь:

«Ум, подверженный влиянию впечатлений, проявляется в трёх аспектах – трёх гунах. Гуны – это три принципа, олицетворяющих свойства материальной природы – пракрити. Три гуны – тамас, раджас и саттва, –находясь в постоянном взаимодействии, обусловливают восприятие, влияя на способность ума контролировать психические процессы (вритти), иначе говоря, ясно отличать динамическую природу реальности от устоявшихся ментальных шаблонов. Раджас и тамас олицетворяют взаимодействие противоположностей, действие и противодействие. Так, например, благодаря раджасу мы начинаем и продолжаем реализацию задуманного, а под влиянием тамаса прекращаем этот процесс. Контроль и равновесие ума устанавливаются благодаря саттве.

Тамас проявляется в сознании как инертность, вялость, лень, апатия, ослабляя способность различения из-за недостаточной активности сознания. Тамасичное состояние сознания характеризуется пониженной способностью к концентрации и преобладанием непроизвольного внимания, отсутствием собранности и решимости.

Раджас – состояние, в котором чрезмерная психическая активность ослабляет способность различения. В избытке раджас проявляется как стремление к непрерывному действию, гиперактивность, перевозбуждение, неспособность расслабить ум.

Саттва проявляется как уравновешенное, невозмутимое состояние сознания; пребывая в этом состоянии, ум ясно различает. Развитие саттвы означает развитие сосредоточенности, чувствительности и невозмутимости ума по отношению к любым объектам восприятия – приятным, неприятным и нейтральным, что позволяет воспринимать окружающую действительность «как есть» – умом, не омрачённым инертностью или возбуждением».

На мой взгляд, подобная «незамутнённость сознания» — один из главных даров, которые приносит продолжительная практика йоги.

Вторая часть книги, как я уже сказала, посвящена йогическому фаст-фуду. Или, точнее, йогическому питанию в условиях мегаполиса. На приготовление большинства из перечисленных блюд уходит не более получаса. Я понимаю, что напряженный ритм жизни в мегаполисе не оставляет времени для нормального приёма пищи. Но, всё же, до последней страницы книги я ждала, когда автор наконец-то расскажет о приготовлении нормальной, полноценной еды в традициях йогического питания. Михаил Баранов, однако, придерживается мужского подхода в питании: залил что-нибудь кипятком, закинул в рот и прожевал. Кроме того, собственно продуктам средней полосы в книге уделяется довольно мало внимания. Я понимаю, что ассортимент наших южных рынков значительно превосходит по красоте и разнообразию полки московских супермаркетов, но идея питания китайской капустой и всякими прочими авокадами мне кажется не слишком удачной. Так что вопрос о гармоничном питании на основе местных продуктов для практикующих йогу в России по-прежнему остаётся открытым. Возможно, я не встречу понимания в этом вопросе, но идея поглощения заморских суперфудов мне не близка. Никакой пользы, кроме пищевой аллергии на несколько поколений вперёд, они не приносят.

В целом, книгу Михаила Баранова я чрезвычайно рекомендую тем, кто занимается или начинает заниматься йогой. По моему мнению, её стоит вдумчиво перечитать несколько раз и активно использовать в качестве настольного пособия по йогическому питанию. А ещё в книге есть чудесный рецепт панира и домашних сыров на его основе.

Добавить комментарий

